ссылки иллюстрации М. Добужинский (1) М. Добужинский (2) М. Добужинский (3) М. Добужинский (4)
|
По своему обыкновению Мечтатель, главный герой, однажды под вечер отправился на прогулку. Он рассказывал: "Я пришел назад в город очень поздно, и уже пробило десять часов, когда я стал подходить к квартире. Дорога моя шла набережной канала, на которой в этот час не встретишь живой души. Правда, я живу в отдаленнейшей части города <...> Вдруг со мной случилось самое неожиданное приключение. В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала". Итак, Мечтатель жил в "отдаленнейшей части города". Но где же именно? Впрочем, на такой же вопрос Настеньки герой "Белых ночей" отвечал: "Там, у -ского моста". И пояснил, что живет в большом доме, принадлежащем Баранникову. Но фамилия домовладельца нам в данном случае не помогает. Достоевский мог взять из жизни настоящую фамилию какого-нибудь реального знакомого ему домовладельца. Так было с Родионом Раскольниковым. Дом, в котором он жил, принадлежал Шилю. Эту фамилию Достоевский хорошо знал. С 1847 по 1849 год (в этот период и были написаны "Белые ночи") писатель жил в доме Шиля на углу Малой Морской и Вознесенского, дом № 8/23. Можно предположить, что в повести "Белые ночи" фамилия домовладельца "Баранников" выросла из созвучной - Пряничников, в доме которого на Владимирской жил в 1842 году писатель. Екатерининский канал, самый извилистый и один из самых протяженных в городе, часто называли просто каналом, а иногда и канавой. Так он назван в романе "Преступление и наказание". Но под покровом белых ночей все выглядит красивее и поэтичнее. Итак, Мечтатель живет у -ского моста, скорее всего связанного с Екатерининским каналом. Какой же из мостов? На беду, мостов, названия которых заканчиваются на ...ский, не один, а значительно больше: Вознесенский, Банковский, Казанский, Итальянский. Да, но все они в центре города, а не "в отдаленнейшей части" его. Остаются еще два моста над Екатерининским каналом, сохранивших свои прежние названия: Коломенский и Ново-Никольский. Там, где пересекались Крюков и Екатерининский каналы, где висели над ними Старо-и Ново-Никольский мостики, стояла трехъярусная колокольня Никольского собора. То была граница Коломны, откуда вышли многие уже знакомые нам герои. Где-то возле этих мостов и находилось место встречи персонажей "Белых ночей". Но главное доказательство, оказывается, скрывалось не в названии моста, возле которого жил Мечтатель. "Заговорили" часы на круглой башне колокольни. Они отзванивали каждую четверть часа. И еще раз послышался голос Мечтателя: "Я пришел назад в город очень поздно, и уже пробило десять часов, когда я стал подходить к квартире..." Да, часы отзванивали время, как тогда, при Достоевском. И это был знак свыше о том, что действие повести происходило здесь, около этой уходившей свечой в белесое небо колокольни у скрещения двух каналов. И представилось на мгновение, что поставил эту колокольню, как своего рода памятник в честь той встречи, сам Достоевский. И место, и время - все скрестилось здесь, как эти графически четкие решетки двух каналов, что разбегались в противоположные стороны. Садовая улица перекинута через Крюков канал Старо-Никольским мостом. С этого моста видны пять других мостов. По одну сторону Садовой аркада Никольского рынка, по другую - в глубине за деревьями - прячется Никольский собор. Красивое, поэтическое место выбрал Достоевский для этой встречи. Может быть, сам не раз побывал здесь? "Белые ночи" были созданы в 1848 году, а с весны 1846 года начались встречи Достоевского с Михаилом Петрашевским и его единомышленниками в доме Петрашевского на углу Садовой и Покровской площади. Здесь по пятницам бывал писатель. Путь Достоевского от дома Шиля пролегал в основном по Садовой. Не всегда удавалось взять извозчика. Достоевский проходил мимо Никольской колокольни и скрещения двух каналов. Возвращался домой поздно. После дымных вечеров у Петрашевского, после долгих дискуссий о политической экономии и системе Фурье, отрадно полной грудью вдыхать прохладный воздух. Писатель был молод, как его будущий герой. Хотелось обрести любовь, счастье. Наверное, вера в них крепла с каждым шагом, приближавшим его к этой колокольне. Сначала очертания ее казались размытыми в вечернем воздухе, но вот она отчетливо поднималась во весь рост. Потом вновь постепенно уменьшалась и таяла в молочном тумане. Гулко в тишине раздавались его одинокие шаги, и совсем близко слева дышал в щеку Екатерининский канал. Дрожал в воздухе легкий перезвон часов на башенке колокольни, затем стихал. Гирлянды мостов над каналами, скрещение решеток и уходящая в выцветшее полотно неба колокольня - не им ли мы обязаны рождением этой трогательной повести Достоевского?
|