Петербург Достоевского дома и квартиры Белые ночи   Преступление и наказание
Идиот Преступление и наказание
   

 

ссылки

о сайте

  иллюстрации       

родители

писатель, его жена 

дом  Шиля

Инженерный замок

М. В. Петрашевский

 

Д. В. Григорович посоветовал отнести рукопись к Н.А.Некрасову, задумавшему издавать литературный альманах. "Я снес, видел Некрасова минутку, мы подали друг другу руки. Я сконфузился от мысли, что пришел со своим сочинением, и поскорее ушел, не сказав с Некрасовым ни слова... Писал я "Бедных людей" со страстью, почти со слезами: "неужто все это, все эти минуты, которые я пережил с пером в руках над этой повестью, - все это ложь, мираж, неверное чувство? .. Стояло прекрасное теплое время, и, войдя к себе в квартиру, я спать не лег, отворил окно и сел у окна. Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут. Они накануне вечером воротились рано домой, взяли рукопись и стали читать на пробу: "с десяти страниц видно будет". Но, прочтя десять страниц, решили прочесть еще десять, а затем, не отрываясь, просидели уже всю ночь до утра.. . Они пробыли у меня тогда с полчаса, в полчаса мы бог знает сколько переговорили, с полслова понимая друг друга, с восклицаниями, торопясь: говорили и о поэзии, и о правде, и о "тогдашнем положении", разумеется, и о ГОГОЛЕ, цитируя из "Ревизора" и "Мертвых душ", но, главное, о Белинском... Некрасов снес рукопись Белинскому в тот же день... "Новый Гоголь явился!" - закричал Некрасов, входя к нему с "Бедными людьми". "У вас Гоголи-то как грибы растут", - строго заметил ему Белинский. Но рукопись взял.

Когда Некрасов опять зашел к нему вечером, то Белинский встретил его "просто в волнении": "Приведите, приведите его скорее!" И вот (это, стало быть, уже на третий день) меня привели к нему... Он заговорил пламенно с горящими глазами: "Да вы понимаете ли сами-то... что это вы такое написали!.. Вы только непосредственным чутьем, как художник, это могли написать, но осмыслили ли вы сами всю ту страшную правду, на которую вы нам указали? .. Это трагедия! Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом угадали... Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!" ... Я вышел от него в упоении... ". Это воспоминание глубоко раскрывает душу молодого Достоевского. Его захватило настроение общественного подъема, он испытывал огромное влияние художественного творчества Гоголя и идей Белинского. "Бедные люди" были встречены восторженно критикой и читающей публикой. Белинский видел в Достоевском продолжателя гоголевского направления, создающего первый социальный роман России. "Бедные люди" Достоевского развивали принципы "натуральной школы". Достоевский выводит мир городских низов, рисует социальную забитость, бесправие, голод и нищету. Но в этом произведении много нового по сравнению с "Шинелью" Гоголя и другими повестями "натуральной школы". Макар Алексеевич Девушкин - главный герой "Бедных людей" - поставлен жизнью в такое же униженное положение, как и Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести Гоголя "Шинель". Но герой Достоевского наделен богатством, красотой, тонкостью чувств. Это первый "прекрасный" человек в творчестве Достоевского.

Это было углубление гоголевского реализма. Здесь начал звучать центральный мотив творчества Достоевского - преображающая, просветляющая сила неэгоистической любви. Достоевский строит свое произведение на контрасте между внешней приниженностью, ничтожеством и величием чувства, охватившего героя. Это чувство обречено на гибель в мире окружающего зла. Показана глубокая социальная драма на основе социальных конфликтов. Достоевский создает новый стиль, искренний, потрясающий душу жизненной трагедией. Сила художественного впечатления от романа так велика, что захватывает и нас, читателей другой эпохи, другого социального сознания. В "Бедных людях" в полной мере проявилась особенность творческого метода Достоевского, о которой он сам сказал: "При полном реализме найти человека в человеке... Меня зовут психологом - неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой". Первое произведение свое Достоевский тщательно отделывал. Но ему, к сожалению, не удалось следовать этому правилу в будущем. Достоевский жил на свой заработок, находился в зависимости от работодателей, к которым нередко испытывал чувство вражды. Достоевский работал исключительно быстро. За 25 лет он написал художественных произведений не менее, чем Толстой за 40, то есть в два с лишним раза больше. Конечно, нужда подстегивала способности, оживляла темпы работы, однако, художественная отделка страдала от напряжения и спешки.

Вслед за написанием "Бедных людей" Достоевский начал работу над новым произведением, которое назвал "Двойник" ("Петербургская поэма", 1845-1846гг.). Писатель возлагал на него большие надежды. "Двойник" вызвал горячую дискуссию в кружке Белинского, так как не соответствовал устремлениям "натуральной школы". Социальная среда, быт, реальная обстановка - все эти центральные для "натуральной школы" моменты в "Двойнике" Достоевского затушеваны. Подлинным объектом изображения здесь является странный мир, творимый больным сознанием титулярного советника Якова Петровича Голядкина. В дальнейшем вырастает "двойничество" - предмет споров для исследователей. Проводить аналогии между такими явлениями, как добро и зло в одной душе, внутренняя скрытность, вечное недовольство собой, противоречия со средой, отсутствие убеждений, уязвленность гордости, голос честолюбия, неискренность и так далее, и явлением двойника представляется неверным, страдает натяжками. Достоевский заглянул в самые сокровенные тайники души и сознания своих героев, он отразил реальные противоречия человеческой природы, противоречия эпохи, мира в целом и осознал социальную значимость этих противоречий. Только цельная, единая личность могла справиться с задачей моральной проповеди, показом действия зла на его носителя и красоты как всеобщей правды. Достоевский поставил перед собой и решил в "Двойнике" исключительно трудную художественную задачу. На материале, кажущемся далеким от реальности, от нормы человеческого поведения, Достоевский показал возможности реализма на пути углубленного и художественного изучения жизни человеческого сознания. Недаром Белинский находил в "Двойнике" "совершенно новый мир" именно в изображении "изумительных психологических тонкостей".

Следующее произведение Достоевского "Хозяйка", помещенное в октябре-ноябре 1847 года в журнале "Отечественные записки", занимает особое место в его творчестве. Оно является своеобразным ключевым моментом перехода Достоевского от "Бедных людей" к своему основному будущему жанру романов с уголовными фабулами, моральными и религиозными исканиями, острыми ситуациями и катастрофами. Повесть написана в романтическом стиле. Она была встречена иронической и уничтожающей критикой Белинского. Рецензия хотела внести ясность в смысл произведения и в общих чертах была справедливой, но все же повесть требовала иной оценки, более глубокой и более восприимчивой к деталям, иного угла зрения, более подходящего к особенному стилю Достоевского.

Следует принять во внимание время опубликования повести и рецензии. Простые даты могут многое сказать: в конце 1847 года появилась повесть, в следующем году (март 1848) - рецензия, затем - смерть Белинского (26 мая 1848). Чтение Достоевским письма Белинского к Гоголю в кружке петрашевцев 15 апреля 1849 года и 23 апреля 1849 года арест Достоевского. Эмоциональная напряженность обоих участников размолвки (Белинского и Достоевского) объясняется не одной рецензией на "Хозяйку". Размолвка началась раньше. В "Хозяйке" определился вдохновенный стиль Достоевского - и трудный, и глубокий, сохранившийся до последних дней писателя. Здесь начинает Достоевский свою вечную тему - "Историю великого грешника", которую он по-своему трактует - и явно,и прикровенно.

Одной из особенностей романтизма Достоевского было стремление изобразить и понять богатство человеческих чувств, освободиться от классических схем, глубоко вскрыть и культивировать "почву души и сердца", дать волю "идеалам, творимым фантазией" (Белинский). Достоевский сумел в "Хозяйке" постигнуть широкую гамму человеческих чувств, сумел создать творческим сознанием мир, способный действовать на читателя с такой же силой, как непосредственные впечатления самой жизни. Одному из любимых приемов и образов романтизма Достоевский отдает дань: действия происходят в двух планах - необычном и будничном, как-то отражая друг друга. Необычное, полное острых коллизий повествование обрамляется реальными описаниями людей и событий. Фабула и своеобразная манера ранних повестей направляет внимание и интерес в мир фантазии, необычайных событий, сильных чувств. Но, видимо, целью произведений было ярко показать мир переживаний человека во всей его глубине и многообразии. Трудности передачи в словах настроений и чувств, в то же время стремление близко-близко воспринять чужие страдания, вводят применение догадок, намеков, символов, предчувствий, аналогий, объединяемых фантазией и вымыслом.

В повестях мы встречаем характерное для последующего творчества Достоевского нагромождение необычного среди будничного и серого существования, контрасты, анализ тяжелых душевных состояний, раскрытие редких моментов откровенного созерцания человеком собственных высоких и самых низменных побуждений. Достоевский выработал свою, мощную, гибкую и глубокую форму повествования, создав новую форму русского и европейского романа. Кроме многообразных влияний на Достоевского (ему было 26 лет) социального окружения, литературных течений того времени, он сам отличался способностью глубоко переживать, неотступно стремился понять человеческую психику во всех ее проявлениях. Музыкальность речи и экспрессивность композиции способствуют большей интенсивности воздействия. И тема, и персонажи оказываются не случайными. Они находят отклик в дальнейшем творчестве и настроенности автора. Несомненно, что Достоевский вносит здесь свою долю участия в общем романтическом движении, которое захватило всех крупных художников первой половины девятнадцатого века.

 

в начало

1       2       3

Hosted by uCoz