Петербург Достоевского дома и квартиры Белые ночи   Преступление и наказание
Идиот Униженные и оскорбленные
   

 

ссылки

о сайте

иллюстрации     

дом Сони Мармеладовой  

дом старухи процентщицы 

дом Раскольникова

дом Достоевского 

 

 

 В 1907 году А. Г. Достоевская на полях "Преступления и наказания" раскрыла многие сокращения в пестрой топонимике романа. Выяснилось, что С-й переулок - это тот же Столярный, где жил Достоевский, а К-н мост - Кокушкин мост через Екатерининский канал. В этих примечаниях жены писателя были раскрыты и другие названия, например: Т-в мост - Тучков мост, -ой проспект - Большой проспект Петербургской стороны. Зная, что его молодая жена живо интересуется топографией "Преступления и наказания", Достоевский однажды показал ей во дворе дома по Вознесенскому проспекту, 3, камень, под которым Раскольников спрятал украденные у старухи процентщицы драгоценности.

Казалось, прежде чем взяться за перо, писатель побывал на этих улицах и в этих подворотнях, на мрачных лестницах и распланировал действие романа. А теперь листал свои черновики, как следователь, закончивший длительное и запутанное дело. В этом расследовании городу было отведено одно из самых важных мест. Сюжет преступления вписывался в реальную топографию.

 И время действия совпадало со временем работы над первыми главами романа. То был страшно жаркий и душный июль 1865 года, когда на солнце термометр показывал до сорока градусов. Духота и жара гнали Раскольникова прочь из тесной, как гроб, каморки под раскаленной кровлей дома. По ночам Раскольникова мучили пьяные крики, доносившиеся из соседних кабаков. Столярный был одним из самых "пьяных" петербургских переулков. "Петербургский листок" в 1865 году отмечал, что в 16 домах этого переулка находится 18 питейных заведений. В одном из трактиров неподалеку часами просиживал Свидригайлов.

Время и место действия раскрываются в первых же строках на первой странице "Преступления и наказания". "В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда отворенной на лестницу". Как и Сонечка Мармеладова, Раскольников снимает комнату "от жильцов", то есть у тех, кто сам нанимает квартиру.

 На протяжении всего действия Раскольников по многу раз поднимается по лестнице своего дома, минуя последние тринадцать ступенек, что ведут к его каморке. Эта крутая лестница словно путь на Голгофу. Преодолевая пролет за пролетом, преодолевает Раскольников отупляющее однообразие дней - ступеней. Исследователь творчества Достоевского М. М. Бахтин в книге "Проблемы поэтики Достоевского" пишет: "Верх, низ, лестница, порог, прихожая, площадка получают значение "точки", где совершается кризис, радикальная смена, неожиданный перелом судьбы... Прежде всего Раскольников живет, в сущности, на пороге: его узкая комната... выходит прямо на площадку лестницы, и дверь свою, даже уходя, он никогда не запирает (то есть это незамкнутое внутреннее пространство)". Лестница как символ занимает в романе особое место не только в доме Раскольникова. Герой взбирается по лестнице к Мармеладовым, к старухе процентщице (и самые страшные мгновения переживает на лестнице у порога убитой им старухи).

 

в начало

1        2

 

Hosted by uCoz